Финансовые учреждения начали обзванивать клиентов при переводе денег на карту

Истории звонков владельцам и мнение экспертов относительно финмониторинга

Сотрудники банков начали вводить в практику обзвон клиентов при переводе небольших денежных сумм на карточки. Финансисты спрашивают: «Не являетесь ли вы предпринимателем, который не платит в бюджет налоги?»

Из истории владельца платёжной банковской карты.

«Моя подруга давно открыла в интернете магазин, торгующий вещами секонд-хэнд. Часто ей на карточку известного банка перечисляют суммы за товар. В день может быть по 10 платежей, но, суммы мелкие — от 10 до 1000 гривен.И вдруг, подруге начали звонить покупатели и спрашивать: уплатила ли она налоги за проданные вещи. Выяснилось, что покупателям тоже звонят, из банка, спрашивая, за что перечислили деньги и в курсе, платит ли продавец налоги?»

Ещё одна история.

«Я через интернет торгую шинами. Мне звонит покупатель и говорит, что мной интересуются в банке. Набираю банк, а там мне говорят: финансовый мониторинг. Раньше я действительно был официальным предпринимателем, но дела шли плохо, и в начале года предприятие закрыл. Потихоньку веду дела, чтобы как-то выжить».

Сотрудники банков вопросы по факту обзвона владельцев карточек комментируют по-разному.

В «Приватбанке», например, уверенно утверждают, что никогда не переспрашивали у своих клиентов, за что они перечислили деньги.

Управляющий директор «Кредит Оптима Банк» Игорь Львов говорит, что поинтересоваться могут любым платежом: «Если вам на карту приходят мелкие суммы, то финансовый мониторинг интересуется и этими платежами. Таким образом, проверяют и ФЛП, которые закрылись, но продолжают свою деятельность. Могут проверять, не отмывают ли таким образом деньги».

По словам Александра Охрименко — президента Украинского аналитического центра, такие финмониторинги — это требование НБУ, согласно которому с 1-го января все банки обязаны првоерять все карточные счета. Иначе, финансовое учреждение просто потеряет лицензию. Более того, если у банка возникнет вопрос, клиент должен прийти с документами и доказать, какого назначения был платёж.

А вот юристы считают, что отчитываться в телефонном режиме ни перед кем не надо. В частности, юрист Иван Либерман предупреждает владельце платёжных карт: «Вы не видите, кто вам звонит — сотрудник банка или мошенник. Вы не знаете, откуда этот человек взял ваши данные, а потому имеете право не отвечать на вопросы».