Экономическое обоснование тарифов ЖКХ для прихода «эффективных собственников»

Потребитель, кроме себестоимости, возмещает потери неудовлетворительного состояния систем

В правительстве любят повторять, что тарифы на ЖКХ должны быть повышены до такого уровня, когда они станут экономически обоснованными. Только после того, как деятельность предприятий теплоснабжения станет выгодной, в эту сферу обязательно придут собственники, «эффективные собственники», которые займутся ремонтом и модернизацией давно устаревшей инфраструктуры.

Так ли это?

Известно, что весь груз платежей за услуги ЖКХ ложится на потребителя. И при таком положении дел «эффективному собственнику» совершенно неинтересно модернизировать систему теплоснабжения.

В представлении правительства и многих органов местной власти «экономически обоснованные тарифы» — это когда потребитель платит столько, что покрывает себестоимость и ещё немного сверху, чтобы поставщик мог «чуть-чуть» заработать. Но, суть в том, что потребитель, кроме себестоимости услуги и заработка поставщика, из своего кармана возмещает потери из-за неудовлетворительного состояния систем.

Потребитель, оплачивая воду в своём кране, платит не за 1 куб воды, а за 1,5 куба, потому что средний уровень потерь воды в украинских водоканалах достигает 50%. 0,5 кубометра, на пути к потребителю, вытекает из дырявых труб. Клиент платит, потому что водоканал включает потерю воды в себестоимость, а государство — в структуру тарифа.

Если перейти к горячей воде и отоплению, то здесь, кроме дырявых труб, плохой теплоизоляции есть ещё старые котлы, КПД которых составляет 30-40%, вместо необходимых 70-80%.

Почему владельцам объектов ЖКХ «неинтересно» проводить модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры?

Потому что владельцу любого водоканала неинтересно знать, сколько воды вытекает из дырявых труб на пути к клиенту. Всё равно за это заплатит потребитель. Количество топлива, сгоревшего в топке прохудившегося котла, владельцу тоже не интересно, потому что затраты включены в тариф. Государство позаботилось о том, чтобы все эти потери не влияли на уровень благополучия собственника. У него нет стимула изыскивать средства на модернизацию. Напротив, очень даже выгодно, чтобы котлы и трубы были дырявыми, а теплоизоляция износившейся. Больше потерь — больше денег.

К примеру, один человек в городской квартире в среднем потребляет в сутки 120-150 литров воды, но водоканал прогонит по трубам 170-200 литров воды из-за старых систем. Потребитель использует 120-150, а заплатит за 170-200 литров. Даже, если у потребителя стоит счётчик на воду, он по факту заплатит по показаниям счётчика, но только его 150 литров воды в сутки будут стоить как 200. При формировании тарифа потери были учтены.

Представим, что модернизация была проведена. Потери были уменьшены до 10-20%. Потребитель платит не за 200 литров, а за 160 литров воды в сутки. При этом фактически потребляет те же 150 литров, что и ранее. У водоканала уменьшаются доходы, потому что «объём продаж» падает. Не станет собственник проводить мероприятия по модернизации, понимая, что от этого его доход станет меньше.

Выходом из сложившейся ситуации эксперты считают проведение мероприятий по модернизации. Предприятие, оказывающее услуги ЖКХ должно быть рентабельным. Не всегда и в любом случае, а только тогда, когда инфраструктура этого предприятия была приведена в порядок. Это те рамки и условия, при которых владельцы предприятий будут простимулированы брать кредиты и искать инвестиции. Иначе их деятельность будет для них убыточна.

Иначе, трубы и котлы дальше будут ветшать, а упомянутые суточные литры воды будут превращаться не в 200, а в 250 или 300. Издержки индустрии ЖКХ по-прежнему будут оплачивать потребители.